среда, 18 января 2012 г.

А.Чудинов про русскую и американскую идеологию. Часть 1.


Идеология как важнейший фактор управлений культурой В.А. Чудинов
Оглавление
  1. Проблема культуры России.
  2. Краткий очерк русской идеологии.
  3. Краткий очерк идеологии США.
  4. Выводы для культурной политики.
  5. Обсуждение.
  6. Заключение.
Проблема управления сферой культуры в разных странах решается по-разному, причем финансирование и культурная политика выстраиваются в зависимости от идеологии, царящей в том или ином обществе. В таких странах Европы, как Великобритания, Франция, Германия, Польша и т.д. преобладает один этнос, и задачей как общества, так и государства является максимальное обеспечение процветания культуры данного этноса. Напротив, в такой многонациональной  стране как США, появился термин «американский народ», поскольку уже третье поколение иммигрантов забывает культуру страны своих предков и усваивает культуру США. Следовательно, здесь не приветствуется бережное отношение к англо-саксонской или африканской культуре, а тем более, к культуре коренных жителей – индейцев, зато высоко ценится именно культура последних двух веков, начиная от эпохи колонизация Северной Америки европейцами. Это – как бы два полюса идеологии культуры – культура одного этноса или культура вновь созданной исторической общности.
Проблема культуры России
    Название РУСЬ сохранялось до 1721 года, при Петре Первом появилась Российская империя, или, сокращенно, Россия. Небольшое переименование («Российская» вместо «Русская») было произведено отнюдь не случайно: Пётр стремился «прорубить окно в Европу», то есть отменить русские ценности и ввести вместо них ценности европейские. И до определенной степени это ему удалось.
    Следующий удар по русской культуре нанесли большевики с их теорией «пролетарского интернационализма». Дело в том, что до широкой индустриализации, в которой очень нуждалась царская Россия, руки у царского правительства не дошли, так что пролетариата как мощного класса в России не существовало. Да и по оценкам основного идеолога марксизма, Карла Маркса, Россия являлась классическим образцом феодализма, а пролетарскую революцию он предвидел в Великобритании. Так что к сомнительности учения марксизма вообще добавилась сомнительность марксизма применительно к России. Однако марксизм всё же представлял собой идеологическую систему, которой не было у царского правительства.
    Когда-то, при Рюриковичах, а затем и при первых Романовых, включая Алексея Михайловича, такая система существовала. Однако его дети, Софья и Пётр, каждый по-своему, мечтали о вестернизации русской идеологии, и, в конце концов, своего добились. К началу ХХ века от некогда мощной русской идеологии остались рожки да ножки: пресловутая формула «За веру, царя и отечество». Вера в XVII веке была заменена; некоторые островки христианства были переименованы в центры принятия христианства на Руси, вера из ведической стала христианской уже в качестве общероссийской, тогда как старая вера была объявлена вне закона и на нёё были организованы гонения стараниями патриарха Никона. Исчезла и царская власть; само слово ЦАРЬ было соединением слов ЦЕ ЯР, то есть, ЭТО НАМЕСТНИК ЯРА. С исчезновением при Алексее Михайловиче ведической религии было бы странно именовать первое лицо в государстве наместником ведического бога Яра; однако российская государственная власть не хотела иметь над собой и власть христианского патриарха, поэтому было провозглашено светское государство Российская империя, а император вовсе не считался «помазанником божьим», хотя последние императоры желали видеть себя одновременно и русскими царями. Но русскими они при всём желании себя назвать не могли, ибо после Петра Первого на русском престоле воцарились или полукровки, или чистокровные немцы.
    Осталось только «отечество», однако в 1922 году название «Русь» или даже «Россия» было устранено. Теперь под «отечеством» стал пониматься Союз Советских Социалистических республик  (СССР). Появилась и «Советская Россия», но как одна из 16 (позже 15) равноправных республик. В этом смысле она считалась ничем не лучше Киргизии или Туркмении, своих отсталых национальных окраин. А затем была принята доктрина о том, что уровень культуры этих окраин должен повышаться. Само по себе это неплохо, однако никто не озвучил, что повышение культуры окраин достигалось за счет денежных средств Советской России. Чего мы достигли на этом пути, стало видно после развала СССР: в Туркмении при Туркмен-Баши диплом советского вуза (5- или 6-летнее образование), а также самых престижных западных вузов (например, Сорбонны), стал котироваться ниже туркменского вуза с 3-хлетним образованием (где на первом курсе студенты изучали в основном семейную хронику Туркмен-Баши под названием «Рухнаме»). По сути дела уровень образования ПТУ (2 года профессионального обучения) стал считаться престижнее уровня вуза. Мне как философу совершенно понятно, что за 70 лет искоренить национальные ценности невозможно, и как только Туркмения перестала зависеть от Москвы, он вернулась почти к тому уровню понимания культуры, который там был до революции 1917 года.  Таким образом, жертвы России по вызволению своих окраин из феодализма были напрасными.
    Так я показал, что все три составные части формулы «За веру, царя и отечество» были заменены на нечто иное, поскольку вера, царь и отечество оказались утерянными. Однако идеология в СССР стояла выше политики, как это и должно было быть. Правда, понималась она не «в интересах Руси» (русского этноса»), а «в интересах советской власти», то есть власти людей разных этносов, вовсе не заботившихся о русском народе. Однако вместо тонкого и гибкого решения идеологических вопросов на первый план выходила верность политическому режиму, хотя всё должно было пониматься наоборот: у власти должен был стоять тот политический режим, который удовлетворял русской идеологии. Поэтому развал СССР с его идеологическим давлением воспринимался населением позитивно; казалось на первых порах, что к власти пришел истинно русский человек, который понимает русскую душу. Однако русского у Эльцина оказалась только переделанная фамилия (Ельцин), да пагубная страсть к спиртному. Я не буду перечислять всех прегрешений Ельцина перед русским народом (этот суд истории когда-нибудь состоится), замечу лишь, что в смысле идеологии он перешел от одной крайности к другой: от злоупотребления ею в советское время до полного искоренения.
  Перефразируя известную фразу «Кто не хочет кормить собственную армию, будет кормить чужую», получим иную: «Кто не хочет исповедовать собственную идеологию, будет исповедовать чужую». Деидеологизация России – это ее полное разоружение перед лицом идеологии западной. Но тут возникает вопрос: а была ли в допетровской России какая-либо идеология?
Краткий очерк русской идеологии
    Идеология на Руси была, и ее остатки сохранились в народном сознании, в народной мифологии, а также в надписях на камнях, скалах, в виде геоглифов. Вот ее черты: в философии – объективный идеализм. Первична не идея и не абсолютный дух, а иные миры. Наш мир, или мир Яра, зависим от мира Макоши, или тонкого мира, к которому относятся некие иногда видимые или фотографируемые сущности типа макоидов, привидений, ликов в облаках, дыму и других тонкодисперсных субстанциях. Существует также тонкий мир Рода, духовный мир предков, которые помогают живущим как в мирное время, так и на войне. Кроме него, имеется мир Мары, мир душ умерших и еще не родившихся. Тот, кто выполняет указания тонких миров, живет долго и счастливо.
    В юриспруденции: существует традиция или «кон». Всё, что выходит за пределы кона есть «закон». Закон ниже кона, поскольку он искусственный, тогда как кон есть естественное, божественное установление. Вор может быть в законе, праведник – никогда. Кон существовал искони, испокон веков, и наша жизнь стоит на кону. Кон отчасти выражался в традициях, отчасти – в копном праве. Права личности всегда ограничены правами общества, личность не может сильно выделяться из общества ни внешностью, ни манерами, ни доходами, ни образом мыслей. Все проблемы решаются соборно, сходкой наиболее авторитетных представителей рода, на вече. Высший нравственный принцип – справедливость. Ей приносятся в жертву комфорт, страсти и фантазии личности. В пределах общины или рода существует не свобода, а воля – возможность совершать поступки в интересах личности, не нарушая традиций и интересов других членов общины. Величина достатка той или иной семьи зависит от решения общины.
    В вероисповедании: существовало представление о четырёх богах, ответственных за четыре мира: о Макоши, Маре, Роде и Яре. Боги имели как антропоморфный, так и зооморфный облик. Так, Макошь имела облик белой медведицы, Мара – в основном козлика, но также собаки, кошки, лисы, даже обезьяны; Род – облик льва, Яр – льва, сокола и тура. Во времена неолита и позже возникли многие иные боги. У каждого бога существовал свой тип камня, который играл роль большой иконы, так что поклонялись не камню, а через него – богу. Кроме того, бог Яр отождествлялся с Солнцем, Мара – с Луной, так что моления на эти космические тела не может характеризовать древних русских людей как солнцепоклонников или лунопоклонников, что вполне справедливо для более поздних времен. Просто эти тела были посредниками в связи людей с богами. За отступление от божественных канонов (кона) на том свете душу человека ожидало Пекло.
Сохранились до сего дня остатки древних русских святилищ, однако чаще всего – в редко посещаемой местности (в высоких широтах или на вершинах гор), но иногда и в черте города в виде искусственных холмов (например, в Торжке), а также в виде древней отделки нынешних христианских храмов, которые первоначально были ведическими. До сих пор встречаются на первый взгляд христианские иконы, на которых можно прочитать слова не «Дева Мария с Иисусом Христом», а «Мара с младенцем Яром». Священными книгами русского вероисповедания были «Веды», а сама вера – ведической. Подражания ей в Греции и Риме называются «язычеством»; это – бранное слово у христиан, которые стараются уничтожить все остатки русского ведизма, хотя когда-то относились к нему весьма дружелюбно. Гонения на русскую старую веру начались только с Никона.
    В социологии: на Руси существовал не первобытнообщинный, а развитый общинный, или иначе говоря, храмовый строй. Он остался вне рамок изучения классической политической экономии, поскольку политэкономия, наука последних 2-3 веков, базировалась на опыте Западной Европы, весьма краткосрочной практике существования западноевропейских государств. Подлинной историографией Руси, начиная с преобразований Петра Первого, никто не занимался.
  Центрами религиозной, научной, административной, финансовой и прочей жизни являлись храмы русских богов. В них же сосредотачивалась и деловая, хозяйственная жизнь, из них постепенно выделялись мастерские и мастера, больницы и аптеки, конторы ритуальных услуг и центры чеканки денег. Все сотрудники храмов были жрецами разного уровня, и за свою деятельность отвечали не перед людьми, а перед богами. Поэтому их было невозможно ни подкупить, ни уговорить на неправедные дела. 
    В области народной истории: наиболее счастливым периодом считается череда царей последних Рюриковичей и первых Романовых, где наиболее интересными оказываются фигуры Ивана Четвёртого и Алексея Михайловича. Последнего не принято изображать в произведениях литературы или киноискусства, а из первого те же средства культуры сделали монстра. На самом деле Иван был Грозным только для иностранных правителей и своих врагов. При нём были восстановлены многие русские земли.
  До сих пор, когда речь идёт о сказках, то иллюстрации к ним, а также мультипликационные фильмы сказочного содержания  иллюстрируются одеждой персонажей и архитектурой городов и теремов именно XVI-XVII веков, даже если речь идёт о Киевских князьях. Это был период наиболее зажиточной и комфортной жизни, когда простые крестьянки носили сафьяновые сапожки и золотые украшения, а у каждого крестьянина имелись кожаные сапоги, в то время как Европа погрязла в нищете. Отчасти это было потому, что на Русь не допускали инородцев. В лаптях русские люди стали ходить только при Петре Первом и позже. Тогда же и позже иностранцы и инородцы получили возможность не только проникновения на территорию России, но и на занятие важных постов при дворе, в армии, в научных учреждениях, в меняльных конторах и банках. Начался период постепенного отторжения русских людей от управления Россией. При Петре Первом исчезло и название «Русь». 
    В геополитике: названия многих  географических объектов не только в России, но и во многих Европейских странах являются русскими. Так можно найти огромное количество русских названий на территории Германии; даже название области «Пруссия» есть русское слово «Порусье»; таким же словом является и этимология слова «Перуджа» в Италии. Можно было бы очень долго перечислять эти русские названия – свидетельства того, что Россия прежде занимала всю Западную Европу. То же самое можно сказать и о многих территориях Азии. Иными словами, более тысячи лет назад Русь занимала всю Евразию и была самой могучей державой на Земле. Отсюда – понимание Русью ответственности за весь миропорядок на Земле, и понимание особой, мессианской роли русского народа. Русь всегда, за исключением нескольких последних веков, была на Земле державой № 1, и русские никогда не смирятся с ролью державы № 164 или № 150.
    В области государственного устройства: на римских монетах можно прочитать, что русское слово ЦАРЬ соответствовало римскому понятию ИМПЕРАТОР (а вовсе не римскому понятию «царь», которое для русских соответствовало понятию «великий князь»). Однако по самой этимологии слово ИМПЕРАТОР соответствовало понятию «верховный владыка», тогда как слово ЦАРЬ понималось как ЦЕ ЯР, то есть, «представитель бога Яра на Земле». Это был не верховный правитель, а верховный жрец, первосвященник, и одновременно помазанник божий. И он «правил» (а не владел) «державой», то есть совокупностью родовых самоуправляемых общин, а вовсе не государством, то есть, не совокупностью коррумпированных чиновников. И его «венчали на царство», то есть, доверяли ему судьбу всей страны за ответственность перед богом.
    В области самообороны: каждая родовая община защищала себя сама, так что враг после нашествия имел дело не столько с русской армией, сколько со всем населением. И если у армии по разным причинам, связанным в основном с нерадивостью чиновников, могли быть временные неудачи, то покорить русский народ целиком не представлялось возможным ни в какие эпохи. Даже в завоеванной врагом местности возникали партизаны, которые продолжали бороться с неприятелем в тылу врага. Наряду с этим существовали и особые пограничные отряды, казаки, которые являлись  и родом войск, и служилым слоем общества. Наконец, существовало и регулярное войско, рать, где воины являлись профессионалами.
   У профессиональных русских воинов имелись особые приёмы ближнего боя, после которых все восточные единоборства с ударами ногами оказывались бледными. Кроме того, существовала особая техника бесконтактного боя, когда враг падал за несколько шагов до русского воина без видимых причин. Таких боевых навыков не было ни у одного народа мира.
     В области русского языка:  родной язык считался лучшим языком мира не просто потому, что он свой, а потому, что по всем показателям (фонетике, словообразованию, лексике, грамматике, синтаксису) превосходил другие языки мира. В нём существовали очень древние слова, смысл которых с трудом улавливался, существовали и слова, заимствованные из других языков, но понимаемые  по-русски. Кроме всего прочего – это древнейший язык человечества.
В частности, существовала сугубо  русская антропонимика, где люди назывались Святослав, Владислав, Доброслав, Милослав, Честьслав, Ярослав, Ярополк, Яромир, Владимир, Светозар,  Ждан, Неждан,  Святополк, Светлана, Вера, Надежда, Любовь и т.д. Более того, даже заимствованные имена имели массу уменьшительно-ласкательных вариантов, например, Анна: Аня, Нюра, Нюся, Нюша, Аннушка, Анечка, Нюрочка, Нюшечка и т.д.
     В области русской мифологии:  до сих пор сохранились пережитки ведического понимания не только богов, но и духов разных сред – леших, степовых, боровиков, водяных, русалок, домовых, дворовых, кикимор и т.д. Имеется вера в священные места в избе (например, красный угол), а также места сосредоточения тёмных сил (чердак, подпол, место за печкой).  Существует народный календарь с народными праздниками (колядованием, Масленицей,  днём Ивана-Купалы, днём Велеса и Перуна), а также народными играми (хороводом, «ручейком», прыжками через костёр и т.д.), и специальной праздничной пищей.
Десакрализованной мифологией являются народные сказки, где действуют животные или одушевлённые предметы, например, Колобок. На русских сказках у детей вырабатывается русское мировоззрение.
     В области бытовой символики: крестьянский дом являлся моделью мира. В нём существовали свои правь, явь и навь. Символика пронизывала украшения, посуду и другую утварь; существовало множество оберегов. Особенно символичной была одежда: по отделке платья крестьянки можно было понять ее примерное возрастное и семейное состояние (девушка, молодуха, солдатка, вдова, зрелая женщина), а также губернию, в которой она проживала.
     В области народной дипломатии: русские всегда почитали гостей, стремились их вкусно накормить, развлечь и сделать для них массу приятных дел. Также они относились и ко всем инородцам. И это не потому, что они боялись гостей или хотели им понравиться, но исключительно из великодушия. Великий народ обладает и великими чертами характера.
Существует множество и других черт русской идеологии, подобно тому, как существует идеология у каждого этноса, населяющего Земной шар. Вместе с тем, в философии, юриспруденции, вероисповедании, социологии, понимании русского языка и русской мифологии, особенно в области геополитики, государственного устройства и самообороны, а также по части великодшия русская идеология на порядки отличается в сторону величия и развитости от идеологии любого народа Земли, отчего уравнивать Русь с народами Алтайского или Уральского происхождения нет никаких объективных причин.

Окончание см. здесь: http://slavniy99.blogspot.com/2012/01/2.html

Просмотров -  
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Комментариев нет:

Отправить комментарий